Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Четыре строфы Рафаэля — это комнаты в Ватиканском дворце, открытые для публики. Они наиболее известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются наиболее выдающимися произведениями эпохи Возрождения. Изначально строфы были личными апартаментами папы Юлия II, не желавшего занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям ненавистной семьи Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, в то время относительно молодого художника из Урбино (ему было всего двадцать пять лет), полностью изменить интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году Лев X стал папой и продолжал распоряжаться украшением комнат, но, к сожалению, великий художник также умер. Фрески были выполнены учениками Рафаэля: Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэлино дель Кольер. Таким образом, каждая из стен украшена фресковой композицией, в строфе их соответственно четыре.

Станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Самые выдающиеся фрески Рафаэля собраны в Станце делла Сеньятура. Все они, кроме первой ватиканской работы великого художника, относятся к раннему Возрождению. Название строфы дословно переводится как «комната для подписания» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Однако первоначально она использовалась Юлием II как личная библиотека и кабинет, о чем красноречиво свидетельствуют фрески, написанные между 1508 и 1511 г. Они отражают три великих аспекта человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Разумная истина проиллюстрирована в «Афинской школе».

Добро представлено в Добродетели и Законе, а Красота – в Парнасе. «Афинская школа» по праву считается одним из важнейших произведений Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (около пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй воздевает к нему руки.

На красивейшей фреске «Парнас» Рафаэль изобразил Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями — Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. во времена правления Льва X помещение использовалось как кабинет или музыкальная комната, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Мебель времен Юлия II была заменена Фра Джованни да Верона. Он покрыл все стены деревом.

Станца д’Элиодоро

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Эта строфа изначально предназначалась для частных аудиенций Папы и была украшена сразу же после того, как Рафаэль закончил свою работу над Сеньятурой. Образы на фресках наполнены одной идеей – верой в чудотворную защиту храма Богом. На потолке сияют четыре эпизода из Ветхого Завета, написанные самим Рафаэлем, а некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто остались в гротесках и арках. Фреска «Изгнание Элиодора» дала название станции: на ней изображен небесный всадник, ведущий сирийского Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другом произведении, Мессе в Больсене, показано удивительное чудо: руки неверующего священника обагрились кровью. Другая фреска «Освобождение апостола Петра» рассказывает об освобождении апостола из темницы. Произведение разделено на две части: справа Педро сбегает из подземелья, ведомый ангелом, слева бодрствующие охранники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом была колоссальной. Преломление лучей и теней, мерцание пламени, ослепляющая тьма — трудно представить, кто это написал.

Станца дель Инчендио ди Борго

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Во времена Юлия II станца использовалась как место встречи высшего суда Святого Престола под председательством Папы. Об этом свидетельствуют фрески на потолке, выполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X помещение использовалось как столовая, а стены расписывал Рафаэль, который, однако, доверил большую часть работы своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517 год. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих пап с таким же именем: Льва III («Коронация Карла Великого папой Львом III») и Лео IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа Римский изображен с лицом правившего тогда понтифика Льва X. Именно благодаря произведению «Пожар в Борго» строфа получила свое название, а сама фреска отражает старинную легенду, согласно которой Папе Льву IV удалось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Комната, оформленная для приемов и других официальных мероприятий. После скоропостижной смерти Рафаэля в 1520 году она была завершена его учениками на основе более ранних эскизов и работ художника. Станция названа в честь Константина, первого христианского императора, официально признавшего христианскую веру и даровавшего остальным свободу вероисповедания.

В настенных росписях отражены четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства поражения язычества и торжества христианской религии, битва с Максенцием, тираном-захватчиком и видение Христа, крещение Константина и дарение Рима Первоначальная деревянная крыша, возведенная при папе Льве X, была заменена по указу Григория XIII современными крышами. Они были украшены по приказу папы Томазо Лаурети, символизируя победу христианства в центре. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Комнаты Рафаэля занимают четыре комнаты Папского дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Ватикан, Папский престол, Апостольский дворец, Апостольский дворец.

Метро: линия А в направлении Battistini, Ottaviano и Cipro).

Автобусы: № 49 – остановка на площади перед музеем Ватикана; №№ 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля в музее Ватикана на карте

Добавить комментарий