Собор Святого Павла в Лондоне

Лондиниум (латинское название Лондона) нуждался в доминанте, которая прославила бы город и придала христианству статус основной религии. Епископ короновал королей. Собор планировался как место коронации, а в конце путешествия — как роскошная гробница. Собору Святого Павла в Лондоне суждено было стать религиозным и национальным символом, отправной точкой правления монархов.

История

Крестившийся в 604 году англосаксонский король Саберт приказал построить церковь в честь апостола Павла. После ухода царя в мир иной его сыновья отказались принять христианство. Британия снова стала языческой. Деревянная церковь, построенная на берегу Темзы, сгорела в 675 году. Однако в конце VII века на остров вернулась новая религия Рима. Сабертовская церковь реставрировалась дважды, ровно столько же построек исчезло в пламени пожаров (962 и 1087 гг.).

Норманны, владельцы Лондона в 1087 году, взялись восстановить храм, продолжив историю так называемого Старого собора Святого Павла. В планы снова вмешался пожар: недостроенное здание пострадало от пожара в 1136 году. Спустя почти сто лет, в 1240 году, строительство храма было завершено. Курьез повсеместного строительства: романский стиль сменился готическим. Собор, начавший функционировать, нуждался в немедленной реконструкции, чтобы соответствовать требованиям Вселенской Церкви.

С 1314 по 1561 год Лондон украшал собор невероятной длины – 178 м. Средневековые граверы свидетельствуют о величии второго по высоте здания Туманного Альбиона (149 м). До 19 века точное местонахождение собора было неизвестно. Только после археологических раскопок 1878 года окончательно выяснилось, что Новый собор Святого Павла возведен на фундаменте старого, но с некоторым смещением.

Строительство современного Собора святого Павла

В период Реформации (вторая четверть XVI века) службы в Старом соборе прекратились. Имущество аббатства конфисковано в пользу королевской казны. Внутреннее убранство было уничтожено, церковная утварь разграблена. Молния, упавшая на шпиль (что произошло в 1561 году), была воспринята жителями Лондона как знак свыше. Поэтому упадок Старого католического собора был неизбежен, поскольку его ускорил демонтаж кирпичей для строительства дворца лорда Кромвеля.
1630

Новой англиканской церкви требуется символ веры. К разрушенному нефу добавлен западный фасад в классическом стиле. В июле 1668 года математик Кристофер Рен, привлеченный епископатом, представил первый проект, призванный «возвеличить славу города и нации», но предложение было отклонено. Лишь третья версия 1675 г получила одобрение.

Вводя царский налог на уголь, власти просят бесплатную ренту на разработку каменоломен о. Портленд (Северный Ла-Манш).

Узкий перешеек между островом и Великобританией быстро превратился в большой причал. Искусственный перешеек стал источником самого прочного известняка на островах. Капители, корпуса колонн, оконные проемы, ниши, массивные наличники и фундаментные блоки были выполнены из портландского камня. Этот же камень используется для облицовки. Он также пригодился для вырезания большинства скульптур Нового собора Святого Апостола Павла.

Службы начались через 19 лет после освящения. Последний фрагмент был заложен в октябре 1708 года. Еще через 3 года официальное сообщение о полном завершении строительства. Установка парапетных скульптур (1720-е гг.) считается последним этапом отделочных работ по экстерьеру. Внутреннее убранство собора продолжалось еще два века.

Сохранились имена мастеров: Фрэнсис Берд (выгравировал барельефы фронтона, фонтана, скульптуры святых и ангелов), Гринлинг Гиббонс работал над деревянными скульптурами хоров, купол расписал Джеймс Торнхилл, Жан Тиху занимался кузнечным делом, сэр Уильям Ричмонд разработал мозаику «свечей» между арками, алтарь, подсвечники — работа Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Особенности конструкции и стиль

Собор Святого Павла в Лондоне

111 метров купола (самый высокий купол — римский собор Святых Петра и Павла с непревзойденной до сих пор высотой 136 м) — это вызов англиканской церкви католической. Но строить, как великий Микеланджело, в Англии еще не умели. Однако Собор Святого Павла поражает своими масштабами (до 1950-х годов он оставался самым высоким зданием Лондона.).

Архитектор Кристофер Рен использовал для его создания все известные на тот момент строительные достижения:

  • перераспределение веса сводчатых перекрытий на встроенные в толщу стен аркбутаны
  • металлические каркасы для уменьшения веса конструкции (введены для поддержки внутреннего купола на промежуточном кирпичном куполе)
  • увеличение массы в направлении «вверх-вниз» для придания зданиям устойчивости

Контрфорсы были взяты из готического сооружения, но искусно спрятаны за вертикальными стенами. Трехслойный купол был построен по образцу Брунеллески из Флоренции. Но у флорентийца две раковины, поэтому на циферблате есть ребристость. Свинцовый купол Кристофера Рена похож на перчатку, накинутую на кактус: множество стальных балок отходят от промежуточной кладки купола и поддерживают литой свинцовый отделочный материал.

Сверхмассивный склеп (усыпальница) нижнего подземного уровня выполнен со специальным запасом прочности и по всему периметру, на случай непредвиденного поведения грунтовых вод в зыбучих песках лондонской набережной. Частые каннелюры (канавки и их возвраты), не доходящие до дна барабана купола — их иногда называют вагнеровскими, — позволяют отнести конструкцию к стилю барокко.

Признаками «барокко» являются круглые окна колоколен, балюстрады по контуру крыш, арочные ниши, еще — «раскосы» (то есть выступы карнизов оконных проемов), плоскости 12 углов башни и богатые орнаменты без жесткой геометрии. Рен использовал в украшениях совершенно неканонические стручки гороха, подсолнухи и колосья кукурузы: он рисковал смело и во благо мятежного короля, насмехаясь и над Римом, и над Папой.

Собор с его папертями, акантами на колоннах можно было бы считать образцом классической архитектуры, если бы не игра форм, присущая стилю барокко. Внутреннее убранство также свидетельствует о приверженности автора романскому и византийскому стилям. В склепе покоится творец английского необарокко, первый в нем погребенный. Жэнь — один из немногих великих архитекторов, доживших до завершения строительства государственного масштаба. Посетители собора Святого Павла.

Купол (экстерьер)

Собор Святого Павла в Лондоне

Гигантская масса купола опирается на перистиль, который воспринимается публикой как легкое и изящное сооружение. Эффект достигается за счет парных пилястр и псевдоокон. Барабан купола опирается на так называемую «каменную галерею», представляющую собой не что иное, как кольцо аркбутанов, замаскированных под ротонду, но непроходимых. Барабан с видимой частью купола наложен на строгий конус кирпичной кладки, на котором «подвешен» внутренний межкомнатный купол. Для того чтобы конус поместился между двумя оболочками, форму купола сделали не строго сферической, а вытянутой.

Многочисленные окна над балюстрадой функциональны: именно благодаря им освещается встроенный кирпичный конус. Кроме того, свет из специальных круглых отверстий падает на восемь внутренних окон. Задействованы и канавки на полюсе сферы. Они представляют собой горизонтальные застекленные люки. Верхняя часть купола завершена — латерна — состоящая из так называемого яруса. Золотая галерея (530 ступеней ведут к смотровой площадке галереи). Второй уровень выполнен в виде небольшого храма темпьетто. Над куполом латерны — Золотой Крест Спасителя.

Купол (интерьер)

Восемь мансардных окон образуют луч света, направленный к земле. Он символизирует Святой Дух. Роспись купола разделена на восемь частей в технике гризайль (без цвета).

Сюжет: между парными колоннами ротонды изображены вехи жизни и деятельности святого апостола Павла. Фарисей Павел был ослеплен своим неверием. Услышав упреки Христа, крестившийся Павел исцелился после паломничества в Дамаск. Иллюстрированы проповедь Павла о Христе в синагоге, его путешествие на Кипр, просвещение с помощью проконсула Сергия. Последнее изображение показывает смерть Павла от рук римлян на кресте.

Золотая краска обыгрывается золоченой окантовкой на кольце купола, являясь, таким образом, продолжением убранства главного нефа. Доминирующий синий цвет мозаики образует неповторимый фон с голубизной неба в окнах. Купол кажется парящим. Совершенно невероятным здесь кажется наличие восьми каменных барельефов святых. Они вырезаны на гранях контрфорсов и поэтому слегка наклонены к центральному кресту.

Западный фасад

В проект не входили башни западного фасада. Идея возникла еще во время строительства. Одна из башен украшена часами. До 1969 года часовой механизм заводился вручную. В библиотеку также ведет лестница, геометрически названная в честь архитектора Рена (она не кривая). Эта лестница ведет к часовне Всех Святых.

Классическое крыльцо на западном фасаде необычно своей двухъярусной структурой. Второе решение, не менее оригинальное, для фасада – парные колонны. Утончение плюс кратность – прием, который при соблюдении необходимых масс позволил сделать фасад визуально светлым, полным света и с богатой игрой теней.

Пышные гирлянды над оконными проемами перекликаются с образностью фронтона (треугольного конца крыши), а также с барельефными нишами. Статуи апостолов, чаши на башнях, карнизы с четким ритмом триглифов создают выразительный светотеневой узор и запоминающийся силуэт фасада.

Интерьер

Собор Святого Павла в Лондоне

Нефовая галерея имеет длину 68 м, высоту 28 м и ширину 37 м. Длина поперечной галереи (круиз) 51 метр. Огромная гранитная купель работы скульптора Ф. Берда (XVIII в.), стоящая на первом траверзе, представляет собой материализованный призыв к водному крещению. Препятствие у двери не случайно: через главный вход может войти только мэр города. По обеим сторонам чаши расположены две часовни. Тот, что слева (Святой Дунстан), предназначен для частного богослужения. Тот, что справа, назван в честь святых Михаила и Георгия.

Мозаики из венецианского стекла монументальны. Они интересны не только традиционной трактовкой библейских персонажей, но и живописными деталями в наивном стиле: птицы, звери, рыбы, моллюски соседствуют с героями Нового и Ветхого Заветов. Реформизм англиканской церкви основан на единстве, поэтому допускаются любые средства выражения.

Кто входит в собор, тот слышит мощные звуки хора, переливы органной музыки, но не видит органных труб в конце помещения: трубы расставлены по обеим сторонам. Вместо органа поток света исходит из витража в апсиде. Свет играет роль участника службы. В середине креста стоит кафедра. Напротив – место органиста. 4 траверса (квадратные деления нефа) ведут к среднему кресту, то есть под купол. Столько же их — до замыкающей галереи апсиды. Большие витражи освещают помещение, а в своде ритмично повторяются золотые арки.

Привычный иконостас в православных храмах посетитель не увидит. Только ажурные двери преграждают путь к алтарю. Непосредственно в соборе экспонируется живописное полотно «Свет мира» Холмана Ханта (в северной части трансепта). Но эта работа не икона, а известное произведение искусства.

Апсида

В апсиде лик Иисуса изображен трижды: на мозаичном панно между архангелами, на витраже и на сени алтаря. Мессия не стоит, а идет навстречу прихожанам, двигаясь по серебряному куполу алтаря. Скульптурное изображение оригинально: Иисус – с Крестом распятия – в одной руке, а другой он осеняет Крестным знамением.

На фреске Вседержитель изображен как Бог-Сын и Бог-Отец в одном лице. Нет скульптуры Иисуса, изображающей мученичество на кресте. Распятие можно увидеть только на одной из мозаик. Американская мемориальная часовня находится сразу за алтарем. Он посвящен героям Соединенных Штатов, погибшим за Англию во время Второй мировой войны.

Монументы

Собор Святого Павла в Лондоне

Памятники выдающимся деятелям Великобритании расположены по обеим сторонам главного нефа, в меньших нефах. Слева — конная статуя герцога Веллингтона лорда Артура Уэсли (удостоившегося победы при Ватерлоо), в северном трансепте — часовня Миддллендского полка британской армии. За ним, в глубине, на алтаре находится статуя «Мать и дитя» работы художника-абстракциониста Генри Мура (сделана в память о короле Георге IV).

Статуя виконта Нельсона начинает мемориальный ряд справа. У входа в южное крыло трансепта находится Мемориал Тернера, рядом с ним памятник одному из первых настоятелей собора Святого Павла поэту Джону Донну; в одной из апсид покоится прах генерала Си Джей Гордона. Всего 200 захоронений, видимая часть которых отмечена гранитными плитами с надписями. По плитке разрешено ходить. Памятников вдоль стен – 67.

Крипта и захоронения

Помимо вышеупомянутого герцога Веллингтона Нельсона, художника Тернера и архитектора Рена, в склепе захоронены:

  • героиня Крымской войны Флоренс Найтингейл
  • баронет сэр Чарльз Хьюберт Гастингс Парри, английский композитор
  • Сэмюэл Джонсон – поэт эпохи Просвещения
  • Генри Холлам – египтолог
  • Томас Эдвард Лоуренс – герой арабского восстания 1916 – 1918 гг.,
  • адмирал Адам Дункан
  • сэр Александр Флеминг, первооткрыватель пенициллина, микробиолог и другие

В склепе проходят собрания Ордена рыцарей Британской империи, основанного королем Георгом в 1917 году. Такие собрания (в том числе приемы) можно устраивать в специально отведенном помещении. В большинстве случаев праздники памятные.

Часы и колокола

Собор Святого Павла в Лондоне

Часы, спроектированные и установленные Смитом из Дерби (1893 г.). Диаметр шара 5,3 м.
Башня с часами используется как колокольня. Первые колокола были отлиты в 1717 году, вес самых массивных 600 кг и 1500 кг. Они играют четверть часа. На противоположной башне-близнеце 12 колоколов меньшего размера. Для звонка используются маленькие колокольчики.

А вот самый большой колокол (отлитый в 1881 году) весит 16,5 тонны, его зовут Большой Павел (он самый большой на Британских островах). Задача великана дать первый час в полдень.

«Компаньон Пола» Большой Том — немного меньше, его бьют каждый час. Также звучит на заупокойных молебнах членов царской семьи или умершего епископа. Большой Том был избит в день смерти президента США Джеймса Гарфилда. В 2002 году он оплакивал королеву-мать Елизавету. Последний колосс-памятник воздвигнут на западном фасаде.

Где находится и как добраться

Собор находится в полукилометре от моста Блэкфрайарс. Выйдите на остановке электропоезда City-Tameslink на главной линии города и округа и следуйте на восток по Флит-стрит. От станции метро St. Paul до Темзы всего 100 метров. Адрес: кладбище Сан-Пабло, EC4.

До собора добираются автобусы 4, 11, 15, 23, 25, 26, 100 и 242. Экскурсии по собору Святого Павла проходят молебны в перерывах между службами с периодичностью один час, с 11:00 до 14:00. :00. С русскоговорящим гидом эта экскурсия стоит 18 фунтов стерлингов.

Видео: История строительства Собора святого Павла

Собор Святого Павла на карте

Добавить комментарий