Собор Парижской Богоматери в Париже

Нотр-Дам де Пари находится в самом сердце Парижа. На протяжении многих веков католическая церковь поражала людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.

История строительства

Собор Парижской Богоматери в Париже

Строительство собора началось во времена правления Людовика YII в 1163 году. Начал строительство епископ Морис де Сюлли. Историки считают, что базой послужила разрушенная базилика Святого Стефана и другие постройки:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Раннехристианская церковь

Работы длились почти два века, что говорит о том, что участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство: Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Строительство храма продвигалось медленно.

Несмотря на то, что богатые и бедные прихожане, дворяне и простолюдины пытались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство велось поэтапно: стены были завершены в 1177 г., алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 г. В конце XII в была установлена ​​свинцовая крыша, в 1245 г интерьер был завершен в 1315 году. Окончанием строительства считается 1345 год.

Собор Парижской Богоматери в Париже

С тех пор капитальных реставраций не было, здание обветшало, особенно во время революции было много разрушений. Были сняты и обезглавлены фигуры еврейских царей, разбиты витражи, повреждена художественная резьба. В конце 18 века Конвент издал указ, согласно которому верующие были обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм подлежал разрушению. Жителям удалось отстоять свое святилище, но Робеспьер объявил его оплотом мракобесия и переименовал в Храм Разума.

Интересный факт: скульптуры королей были обнаружены во время строительных работ в конце 20 века. Как оказалось, прежний хозяин дома, живший в конце XYIII-XIX веков, приобрел статуи и похоронил их с почестями. В 1802 году собор был возвращен католической церкви и повторно освящен. В 19 веке сооружение начали ремонтировать под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка: восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католическая церковь была местом венчания королевских особ, усыпальниц, заседаний парламента. Здесь находили ночлег бездомные и охранялись преступники.

Внешний вид

Собор Парижской Богоматери в Париже

Собор Парижской Богоматери индивидуален и уникален. Собор строился около двухсот лет, к работам привлекалось множество архитекторов, поэтому стили строительства разные: готический и романский. Храм имеет план этажа базилики с двойными боковыми нефами, конструкция, которая ранее почти не использовалась. Высота храма 35 м, длина 130 м, ширина 48 м, вес колокольни, расположенной с южной стороны, 13 тонн. Фасад разделен по вертикали на три корпуса, по горизонтали разделен галереями в три ряда, фасад увенчан двумя башнями.

Собор Парижской Богоматери в Париже

Первый уровень имеет три портала, они представляют Богородицу, Санта Ану и образы Страшного Суда. Над входом панно со сценами из Евангелия, над сводами установлены статуи святых. Выше находится Галерея царей с 28 фигурами еврейских царей. Красоты и света зданию добавляют витражи, почти полностью воссозданные в 19 веке. Главный витраж (окно-роза) относится к средневековью и был частично отреставрирован. На ней представлен образ Богоматери и другие картины, в том числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по бокам считаются самыми большими в Европе, их диаметр составляет 13 м.

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом находятся скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Рядом с каждым святым ставили животное, которое является символом евангелиста. Статуи расположены лицом к Парижу, и только Фома, считающийся покровителем строителей, обращен к шпилю.

Гаргульи

Собор Парижской Богоматери в Париже

Светящееся украшение фасада, горгульи, были установлены в 13 веке. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как изготовлены из прочного известняка, добываемого в бассейне Сены. В переводе со старофранцузского означает «горло». В готике горгульи предназначались для отвода дождевой воды, устанавливались каменные или металлические желоба, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злые демонические существа, обычно изображаемые в виде демонов, сказочных птиц или крылатых животных, таких как летучие мыши. Он воплощает человеческие грехи. Архитектор Виолле-ле-Дюк решил установить их во время капитальной реставрации. Он сам делал зарисовки монстров, а скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплощали их в камне. Одной из популярных химер является Стрикс, полуженщина-полуптица, которая, по легенде, питалась кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографировать живого человека, то они выглядят как каменные статуи, а горгульи и химеры полны жизни.

Внутренне убранство

Собор Парижской Богоматери в Париже

Внутреннее пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим крест. Внутренних несущих конструкций в помещении нет, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые дарят прихожане на 1 мая, католический праздник, посвященный Богородице.

Под высоким уровнем находятся скульптуры ветхозаветных правителей. Оригинальные фигуры были уничтожены и заменены копиями. Орган знаменит: его оснастили еще в средние века при строительстве храма, самого большого в Европе. Его много раз перестраивали и перестраивали. Винтовая лестница ведет на Южную башню храма, откуда открывается великолепная панорама города, с очень близкого расстояния удобно наблюдать за колоколом, горгульями и химерами.

Центр длинного нефа украшен композициями, повествующими о сценах из житий святых. Интерьер храма выполнен из серого стального камня. Поскольку по канонам готики стены не украшены настенной живописью, несколько мрачноватую роспись оживляет солнечный свет, проникающий сквозь витражи и стрельчатые окна, придающие цвет и яркость храму. Расположенные по бокам часовни повествуют о земной жизни Богородицы. Центральный витраж содержит десятки сцен из Ветхого Завета.

Роман, который прославил собор

Собор Парижской Богоматери в Париже


К 19 веку собор настолько обветшал, что его собирались снести. Его спасению способствовала публикация в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно: Гюго был ярым защитником античной архитектуры и его деятельность направлена ​​на ее защиту. Глава романа «Собор Богоматери» рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает беспокойство, справедливо полагая, что человечество может потерять уникальное сооружение.

Героиня – цыганка по имени Эсмеральда. Священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, ученик архидьякона, и капитан Феба де Шатоп были увлечены красотой. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался ее соблазнить, но она отказалась. Разъяренный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, чему препятствует капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них было свидание. Во время встречи, ослепленный ревностью, Фролло ранит Феба и обвиняет девушку в преступлении. Она приговорена к смертной казни.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (храм Божий, по законам католицизма, есть убежище, где человек может укрыться от любой обиды), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить уродливого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Конец трагичен: Эсмеральда умирает, несчастный Квазимодо относит тело девушки в храм и тоже умирает от боли.

Роман Гюго поражает своей трагичностью, яркими образами, описанием собора Парижской Богоматери. О разрушении храма уже не говорили, решили его восстановить. Реставрация здания началась в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончен в 1864 году.

Музей и сокровищница

Музей рассказывает об истории возникновения храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты: предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней находится одна из главных христианских святынь: часть Креста, дающего жизнь, и терновый венец Спасителя. Выставлены церковные ризы, утварь, картины, рукописи и другие элементы, представляющие художественную и историческую ценность.

Время работы и стоимость билетов

Кафедральный собор:

  • понедельник – Пятница с 08:00 до 18:45
  • суббота – Воскресенье с 08:00 до 19:15

Казначейство:

  • понедельник – Пятница с 09:30 до 18:00
  • суббота с 09:30 до 18:30; Воскресенье с 13:30 до 18:30

Цена билета (евро):

  • взрослые – 4; от 6 до 12 лет – 1; дети до 6 лет – бесплатно; до 26 лет – 2.

В этом мифическом месте всегда много людей, поэтому перед входом в собор придется стоять в очереди.

Где находится и как добраться

Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.

Вы можете добраться туда:

  • на метро – до остановки «Шале», «Сите Айленд» или «Отель де Виль»;
  • автобусом, маршруты – 21, 38, 47, 85 и 96.

Если вам посчастливится побывать во Франции и ее прекрасной столице, вы не сможете не восхититься Собором Парижской Богоматери – это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.

Собор Парижской Богоматери в Париже на карте

Добавить комментарий