Опера Гарнье в Париже

Опера Гарнье была построена в Париже в 1875 году архитектором Шарлем Гарнье. Другие названия оперы, известные во всем мире: Гранд Опера (Grand Opéra), Дворец Гарнье (Palais Garnier), Парижская опера (Paris Opéra).

История строительства

Своим происхождением он обязан императору Наполеону III. В 1858 году на него было совершено покушение. Произошло это в Музыкальном театре на улице Ле Пелетье. Император потребовал построить новое здание, которое отвечало бы всем нормам безопасности: с отдельным входным пандусом и потайным входом, из которого он мог бы сразу войти в свою ложу.

Объявленный конкурс выиграл молодой архитектор Шарль Гарнье. Первый камень был заложен в 1861 году. При возведении фундамента возникли трудности. Выяснилось, что в утвержденном для строительства месте грунт слишком рыхлый, заболоченный, из-за скопления грунтовых вод. Кроме того, в ходе работ было обнаружено большое подземное озеро, препятствующее строительству.

На осушение и укрепление почвы ушло 8 месяцев. Все это наложило отпечаток на инженерные особенности фундамента: под зданием находятся настоящие катакомбы с толстыми двойными стенами, составленными из лабиринтов и отсеков.

Франко-прусская война (1870-1871) и революционные события (1871) внесли коррективы в план строительства. Бюджет был урезан настолько, что продолжать работу стало невозможно. Когда политическая ситуация стабилизировалась, строительство возобновилось. Инаугурация состоялась в 1875 году.

Страшные тайны

опера Гарнье в Париже

Здание окружено ореолом роковых совпадений и тайн. Одна из них послужила основой для романа Ж. Леру «Призрак оперы», об обитателе подземелья — Эрике.

Это реальный персонаж, существовавший во время строительства здания. Его трагедия заключалась в том, что внешне отталкивающий и некрасивый, он был чувствительным и необыкновенно талантливым человеком. Эрик долго путешествовал с бродячим цирком по разным странам, параллельно изучая архитектуру и архитектуру.

Когда Гарнье услышал их идеи, он обрадовался и решил нелегально остаться с этим бродягой в качестве помощника. Так Эрик оказался жителем подвалов Гранд Опера. Однажды он влюбился в девушку из хора. Умом ее было легко вывести из себя, хотя она скрывала уродство за маской и плащом. Девушка даже согласилась жить с ним, но счастье длилось недолго. Когда она ушла от него, Эрик решил покинуть этот мир, запершись в одной из подвальных комнат.

Люди с мистическими наклонностями утверждают, что их дух, не умеющий отдыхать, бродит по залам. Но не только это вызывает слухи. Якобы подземное озеро есть не что иное, как вход в царство мертвых, а в годы революции в здании пытали и казнили людей, души которых являлись смотрителям в виде призраков.

Таинственности добавил случай, произошедший в мае 1896 года. Рассказывают, что во время оперы «Гелла» здание содрогнулось, раздался гром, появились клубы дыма и яркие огни, упала люстра, убив женщину и покалечив несколько человек больше, и началась паника. По факту: Оборвался трос, удерживающий 700-килограммовый противовес к люстре. В дымоход влетел большой кусок металла, перерезав электропроводку, отвалилась часть кладки, вызвав шум, световые эффекты и трагедию нескольких человек.

Здание театра

Опера Гарнье — роскошный и изысканный дворец, сочетающий в себе разные стили и элементы архитектуры барокко, готики и ренессанса. Для строительства использовались 24 вида мрамора, бронза, оникс, сусальное золото.

Фасад украшают различные скульптурные композиции: Драма, Музыка, Танец, Поэзия. На куполе находится скульптура Аполлона, держащего золотую лиру. Эффектно смотрятся бронзовые статуи греческих богов. Между мраморными колоннами установлены бюсты известных музыкантов.

Парадная лестница

опера Гарнье в Париже

Лестница, состоящая из двух секций, является связующим звеном между вестибюлями театра, фойе и зрительным залом. Это невероятно красивое здание расположено в центральной части здания. Ступени выполнены из полированного белоснежного мрамора. Балясины украшены красным и зеленым камнем.

Балюстрада из оникса имеет сложный восточный орнамент. Внизу высокие торшеры в виде скульптурных композиций с женскими фигурами, держащими букеты лучей света, освещающих лестницу. Потолок расписан старинными мотивами.

Библиотека-музей

опера Гарнье в Париже

Датой основания считается 1866 год. Это старейший музей такого рода в мире. Началось с архива, собранного для нужд театра, постепенно переросшего в библиотеку-музей. Он занимает круглое помещение бывшей Императорской ротонды, расположенное в западной части здания, и имеет 5 выставочных залов. Действует постоянная выставка уникальных фотографий. Кроме того, есть многочисленные тематические временные выставки.

В библиотеке-музее собраны материалы, рассказывающие не только об Опере Гарнье, но и об истории оперы и балета во Франции, начавшей свое существование в 1671 году. Всего в музее более 600 000 документов и 8 500 выставленных предметов. Это коллекция костюмов известных артистов, декораций, книг, эскизов, программ, афиш и многого другого.

Театральные фойе

Дизайн интерьера позволил Garnier отказаться от тяжелых внутренних конструкций. Поэтому интерьер здания выглядит просторным, светлым. Из множества вестибюлей и фойе особое место занимает Большое или Главное фойе. Предназначен для прогулок, публичного общения в антрактах.

опера Гарнье в Париже

Фойе получило свое название не только из-за огромных размеров (56 м * 13 м и 18 м в высоту), но и из-за богатства и роскоши убранства. Большие окна, игра света от многочисленных зеркал и хрустальные люстры добавляют света, еще больше увеличивая ощущение пространства.

Сводчатый потолок расписан на музыкальные темы художником Полем Бодри аллегорическими фигурами Комедии и Трагедии, выложен мозаикой, украшен фресками с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах, танцоров и музыкантов. В качестве объединяющего элемента была выбрана лира. Часто встречается в художественных композициях и в интерьере комнаты, даже дверные ручки выполнены в виде лиры. В центре бюст Шарля Гарнье.

Небольшое Лунное фойе интересно своим решением. Темой оформления стала ночь: в верхней части черного неба желтое пятно луны, испускающее лучи света. Вокруг него яркие, сверкающие пятна звезд, летучих мышей, сов. За сценой находится Танцевальное фойе, отделенное от нее занавеской. Используется для репетиций актеров и при необходимости для углубления сцены. Стены украшены портретами известных танцоров XVII-XIX веков в театральных костюмах.

Театральный зал

Театральный зал – главная достопримечательность театра. Он расположен полукругом, имеет пять уровней и вмещает 2156 зрителей. Стулья обиты красным бархатом. Занавес сцены был изготовлен из того же материала, украшен золотыми вставками, кистями и ламбрекеном. Сусальное золото, мрамор и лепнина присутствуют в оформлении колонн, балконов, антресольных лож и верхней галереи. Внешнее великолепие сопровождается отличной акустикой и высокотехнологичным оборудованием в сценическом пространстве.

опера Гарнье в Париже

Над комнатой установлена ​​хрустальная люстра на 340 ламп. Потолок, пристроенный на высоте 20 метров, изначально выглядел как ренессансная фреска, но со временем потребовал замены. В 1964 году известный художник Марк Шагал получил заказ на картину.

Его работа состоит из 5 цветовых сегментов: белого, желтого, красного, зеленого и синего. Каждый сегмент имеет свою тему. В качестве сюжетов Шагал выбирал фрагменты опер, балетов, архитектурные шедевры Парижа (Эйфелева башня, Триумфальная арка). Художник, великий колорист того времени, выбирал цвета таким образом, чтобы эффектно усилить великолепие помещения и гармонично слиться с ним.

Гранд-Опера в цифрах

  • На конкурс была подана 171 заявка
  • Общая площадь – 21 625 м²
  • Габаритные размеры – 173м,*125м
  • Высота, включая глубину подвала – 73,60 м
  • Размеры зрительного зала – 32 м * 31 м, высота 21 м
  • Люстра весит 8 тонн
  • Размеры сцены – 27 м * 48,5 м, высота 15 м
  • Сцена рассчитана на 450 актеров
  • Ежегодное посещение составляет примерно 710 тысяч человек.
  • Дается в год – 300 спектаклей

Памятник Дягилеву

Перед входом в здание в 2009 году было решено установить памятник талантливому российскому предпринимателю С. Дягилеву. Он по праву заслужил эту честь. Организованные им в начале ХХ века знаменитые балетные сезоны, в которых выступал Русский балет, почти на 20 лет покорили не только Париж, но и всю Францию, Великобританию и Монако.

опера Гарнье в Париже

В состав труппы входили выдающиеся балетмейстеры и танцовщики: В. Нежинский, А. Павлова, М. Кшесинская, Т. Карсавина, Дж. Баланчин, С. Лифарь, М. Фокин. Музыку к ним создали И. Стравинский, М. Равель, Р. Штраус, С. Прокофьев, К. Дебюсси. Авторами декораций и костюмов были Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс и К. Шанель.

Спектакли настолько поразили искушенную французскую публику, что установилась мода даже на все русское, включая костюмы и имена. Почти столетие спустя парижане решили воздать должное великому деятелю театра. Международный конкурс на лучший проект памятника выиграл скульптор В. Митрошин: Дягилев стоит на постаменте, на голове у него цилиндр, в руках трость. Сейчас памятник находится в стадии строительства.

Где находится и как добраться

Опера Гарнье расположена в конце Авеню де л’Опера, в 9-м округе Парижа, недалеко от одноименной станции метро «Опера».

Вы можете добраться до него:

  • на метро (линии 3, 7, 8)
  • на поезде RER, линия А, станция Auber
  • автобусами: 20, 21, 22, 27, 29, 42, 52, 53, 66, 68, 81, 95

Опера Гарнье на карте

Добавить комментарий