Храм Святого Семейства в Барселоне

Прекрасная Барселона, столица Каталонии, поистине уникальный город со множеством достопримечательностей. Но будем честны, самые любознательные туристы едут туда исключительно для того, чтобы полюбоваться работами гениального архитектора прошлого — Антонио Гауди. В частности, знаменито его недостроенное творение под названием Саграда Фамилия, архитектурный объект удивительной судьбы и потрясающей красоты.

Храм или Собор

Святое семейство в Барселоне

В вольном русском переводе Искупительный храм Святого Семейства часто называют собором. Это правильно? Ответ в терминологии. Дело в том, что главный храм города называется собором, где богослужения руководит епископ. Саграда Фамилия, несомненно, является важным культурным, религиозным и историческим объектом, но, к сожалению, в соборе Санта-Эулалия находится правящий епископат Испании. Именно поэтому творение Гауди следует называть храмом или церковью, и никак иначе.

История строительства

Удивительная история самого популярного памятника Барселоны началась еще в 1866 году, когда преуспевающий книготорговец Хосеп Мария Бокабелла основал Духовное общество почитателей Святого Иосифа. Именно эта организация в 1874 году начала строительство Искупительного храма, посвященного Святому Семейству. В 1881 году на деньги от пожертвований обществу удалось приобрести участок земли площадью 12 800 квадратных метров, расположенный между улицами Провенца, Сардания, Марина и Майорка. Именно здесь началось строительство храма.

Первый камень был заложен в День Святого Иосифа, 19 марта 1882 года, в торжественном акте под председательством епископа Барселоны. Архитектором храма был Франсиско де Палуа дель Виллари-и-Лозано. Некоторое время спустя из-за разногласий с членами Духовного общества де Палуа оставил свой пост, и на его место был назначен Антонио Гауди.

1882—1926 годы

Наконец, в 1883 году во главе проекта Гауди продолжил начатую де Палуа работу над склепом, которую он завершил в 1889 году. К счастью, пожертвования на строительство поступали с завидным постоянством и после склепа Гауди был в состоянии начать работу в апсиде. Крупное анонимное пожертвование в полной мере пробудило амбиции архитектора, который осмелился предложить новый, более грандиозный проект.

Гауди решил отказаться от старого неоготического плана в пользу более инновационного и монументального сооружения как по форме, так и по структуре. Проект Гауди предусматривал строительство большой церкви с планом, основанным на латинском кресте и «парящих» башнях. По замыслу творца, храм должен был стать предельно символичным и одним своим видом нести учение Евангелия и христианской церкви.

В 1892 году был заложен первый камень фасада Рождества. Он был построен первым, потому что, по словам Гауди, людям было бы трудно принять тяжелый сюжет и скромный фасад Страстей. Нужно было начинать с чего-то более грандиозного и витиеватого. В 1894 году был завершен фасад апсиды, а в 1899 году был завершен Портал дель Санто-Росарио, один из входов со стороны фасада Рождества.

В 1909 году Гауди построил временные школы для детей строителей и местных жителей, живших на юго-западной стороне строительной площадки. Через год в Большом дворце во Франции на выставке был представлен макет фасада Рождества. Фасад Страстей был спроектирован в 1911 году. В 1914 году Гауди решил посвятить все свои силы строительству самого храма, и это объясняет, почему в последние годы своей жизни он не предпринимал никаких других важных работ. Его страсть к Искупительному храму была настолько сильна, что вряд ли кто-нибудь видел творца за пределами мастерской, располагавшейся рядом с апсидой.

Святое семейство в Барселоне

Долгие дни напряженной работы привели к тому, что в 1923 году было завершено проектирование нефов и крыш. Однако само строительство шло с мучительной медлительностью. Первая колокольня фасада Рождества высотой 100 метров, посвященная Сан-Бернабе, была завершена 30 ноября 1925 года. Это единственная башня, построенная при жизни Гауди. 10 июня 1926 года талантливейший архитектор скончался от тяжёлых травм, полученных после столкновения с трамваем.

После 1926 года

Еще при жизни Гауди с ним работала большая группа архитекторов, художников, скульпторов и скульпторов. После смерти архитектора строительством руководил его большой друг Доминик Сугран. Он руководил проектом до 1938 года. В 1930 году были завершены оставшиеся колокольни фасада Рождества, в 1933 году портал Веры и центральный кипарис. В июле 1936 года произошла страшная трагедия: во время военного восстания и начала гражданской войны испанские революционеры сожгли склеп, временную школу и мастерские.

Первоначальные планы, рисунки и фотографии исчезли навсегда, как и масштабные гипсовые модели. Это была первая «шишка» на пути строительства, но следует отметить, что, несмотря на сотни подобных проблем, строительство храма не прекращалось и продолжалось, не отклоняясь от первоначального замысла Гауди.

Между 1939 и 1940 годами архитектор Франческ де Паула Кинтана-и-Видаль, сотрудник Гауди с 1919 года, восстановил склеп, поврежденный пожаром, и некоторые из разрушенных моделей, которые позже использовались для более позднего строительства. Позже ответственными за строительство стали люди, знавшие и работавшие с Гауди. Последним из главных архитекторов был Жорди Фаули, работавший над храмом с 2012 года.

В 1952 году была построена лестница, ведущая к фасаду Рождества, тогда же она была впервые освящена. С 1964 года освящение фасада стало традицией. Тем временем работы продолжались, и в 1954 году началось строительство фасада Страстей. В 1961 году в склепе был открыт музей, предоставляющий информацию об истории и различных аспектах храма.

1955 год стал историческим для Храма Искупления. В этом году впервые пройдет сбор средств на его строительство. Мероприятие было настолько успешным, что стало ежегодным. Таким образом, руководство Барселоны разрешает всем желающим участвовать в строительстве храма.

В начале 2000-х годов в центральном нефе были построены арки и заложен фундамент фасада Глории. В том же году по случаю нового тысячелетия в храме была отслужена особая месса. В 2001 году было установлено центральное окно фасада Страстей. Это витраж с изображением Воскресения Христова. В 2006 году внутри фасада Славы был построен клирос (место для хора) по модели Гауди.

Архитектура

Святое семейство в Барселоне

В концепции «Саграда Фамилия» по замыслу Гауди четко прослеживаются традиции готических и византийских соборов. Основная идея создателя заключалась в том, чтобы через архитектуру и великолепие здания отразить христианскую веру, передать определенный посыл. Ему удалось достичь симбиоза между формой и христианской иконографией, выразив собственное видение через новые, но совершенно логичные структуры, формы и геометрии, вдохновленные природой.

Важную роль в этом играет ваше видение света и цвета. Различные архитектурные элементы храма проникнуты иерархически организованными христианскими символами. Таким образом, каждая из 18 башен имеет особое значение. Посередине находится башня, посвященная Иисусу Христу, вокруг нее еще четыре, символизирующие Евангелие. Башня над апсидой посвящена Деве Марии, а остальные двенадцать посвящены апостолам. Без сомнения, когда все 18 башен будут построены, они станут величайшим архитектурным творением.

Святое семейство в Барселоне

По сути, одна из главных характеристик здания, его вертикальность, символизирует возвышение к Богу. Иногда кажется, что его корабли и вершины башен сливаются с небом. Жизнь и учение Иисуса Христа представлены в порталах трех фасадов. Каждый из них представляет один из трех важнейших моментов его существования: Страсти, Смерть и Воскресение. По мере того, как солнце движется по небу, каждое изображение играет совершенно особыми таинственными нюансами, приоткрывая тайны храма.

По замыслу Гауди, свет внутри Храма Искупления должен был быть гармоничным и подчеркивать изгибы нефа, но в то же время скромным, заставляющим входящего мыслить. Чтобы наполнить здание этим чарующим светом, архитектор спроектировал специальные световые люки между колоннами из золота и зеленого стекла.

Несмотря на то, что многие современники не могли понять Гауди, он является создателем особого архитектурного языка, принесшего ему мировую известность. Сейчас, век спустя, его методы проектирования по праву признаны революционными.

Фасад Рождества

Святое семейство в Барселоне

Фасад Рождества среди прочих особенно выделяется тем, что Антонио Гауди принимал непосредственное участие в его строительстве. Кажется, Гауди воплотил в этом фасаде все свои самые смелые идеи. Дизайн включает в себя множество природных форм, от округлых скал, напоминающих Монтсеррат, до человеческих фигур и растений. Фасад имеет четыре башни и трое ворот.

Одной из особенностей является изысканное украшение с христианскими символами. Скульптуры простираются от самого основания фасада до вершины башен. Образы, которые можно увидеть, это Святая Троица, Дева Мария, Рождество, Вифлеемская звезда, Три Короля и Древо Жизни. Эти скульптуры были созданы разными художниками и затем собраны в единую готическую композицию фасада.

Портик Милосердия

Святое семейство в Барселоне

Центральный и самый большой портик Рождественского фасада. Он разделен надвое колонной, вокруг которой обвивается змея с яблоком греха во рту. Главная сцена Портала Милосердия – рождение Иисуса Христа. В более высоком плане представлена ​​сцена свадьбы Марии.

Портик Веры

Портик де ла Фе, расположенный справа от Портика де ла Мизерикордия, украшен некоторыми сценами из Евангелия. Над дверью страшный образ, сердце Иисуса, пронзенное шипами.

Портик Надежды

Последняя из крыльцов Рождественского фасада, что слева. Удивительно, но сцены, изображенные рядом с этой записью, отнюдь не обнадеживают. Так, например, встречаются изображения убийства детей Иродом, бегства Иосифа в Египет, ребенка с мертвым голубем в руке. Над входом сцена обручения Марии и Иосифа.

Фасад Славы

Святое семейство в Барселоне

Фасад Славы обещает стать самым большим и заметным, строительство которого началось в 2002 году. По задумке, он станет главным, с выходом в центральный неф. Его тема — путь к Богу через 3 ступени: смерть, последний суд и, наконец, слава. Следовательно, тех, кто отрекается от веры, ожидает ад. Понимая, что он не может жить вечно, Гауди создал макет фасада в натуральную величину, который был разрушен в 1936 году. Сейчас строится копия.

Завершение фасада Glory потребует сноса целого квартала зданий на Calle Carrier de Mallorca. По задумке подземный ход приведет к фасаду, расписанному изображениями порока, ада, демонов, ложных богов и прочих ересей. В нижней части семи колонн будут представлены семь смертных грехов, а в верхней — семь добродетелей.

Фасад Страстей Христовых

Святое семейство в Барселоне

По сравнению с богато украшенным и пышным фасадом Рождества фасад Страстей характеризуется строгостью, сдержанностью и простотой. И это неудивительно, учитывая основную тему украшения – страдания Иисуса Христа во время его распятия. Строительство началось в 1954 году по эскизам и рисункам, оставшимся после смерти Гауди. Драматический эффект в дизайне усугубляют резкие прямые линии и угловатые скульптуры. Гауди считал, что этот фасад должен вызывать у людей удивление и страх.

Сцены, видимые с фасада, можно разделить на три уровня, возвышающихся к небу аркой латинской буквы «S». На нижнем уровне изображена ночь перед распятием, на среднем уровне – Голгофа, последняя – смерть Христа, погребение и Воскресение. Как и фасад Рождества, есть три портика, которые представляют богословские добродетели, но в совершенно другом свете.

Ворота фасада Страстей

Святое семейство в Барселоне

Страшная тема фасада Страстей раскрывается в полной мере даже в дверном проеме. Первое, что видит посетитель – это пятиметровая статуя бичевания Христа у позорного столба. На бронзовых дверях выгравирован отрывок из Священного Писания, повествующий о последних земных днях Спасителя. Слева и справа от двери находятся греческие символы альфа и омега, соответственно начало и конец.

Апсида

Апсида расположена между двумя фасадами — Рождественским и Страстным. Он состоит из семи часовен и двух боковых лестниц, в конструкции которых отчетливо видна связь с винтовыми лестницами склепа (изображениями улиток). Интерьер апсиды украшен плачущими ангелами в память о страданиях Христа. Снаружи представлены лягушки, ящерицы, змеи и саламандры, которые не могут войти. Помимо символического значения, последние выполняют важную функцию: не дают скапливаться и попадать дождевой воде.

Внутреннее убранство

Святое семейство в Барселоне

В основе храмового сооружения Саграда Фамилия лежит пятиярусная классическая базилика. Центральный уровень возвышается над остальными, но с каждого из пяти можно выйти на недостроенный фасад Славы. Есть также два боковых портала, которые ведут в Часовню Покаяния и Баптистерий. Алтарь расположен за нефом, внутри апсиды. Внутренняя отделка, как и фасады, полна символического декора.

Каждая дверь, каждый столб, да что там говорить, почти каждая стена заряжена особым и сакральным смыслом. Эти аллюзии и притчи относятся к отдельным каталонским и испанским епархиям, ко всем церквям Латинской Америки и пяти континентов. Кроме того, снова и снова упоминаются апостолы, особо почитаемые святые, богословские добродетели, таинства и многое другое.

Музей

Летом 1926 года, через месяц после смерти Антонио Гауди, генеральный директор художественных музеев Барселоны Хоаким Фольш-и-Торрес предложил превратить мастерскую художника в музей. Хотя пожар 1936 года уничтожил множество эскизов, рисунков и моделей, часть утерянных была восстановлена ​​и открыт новый музей. Торжественное открытие состоялось в 1961 году на нижнем уровне Фасада Страстей.

Сегодня эта комната является лишь частью современного музея. Примечательные экспонаты включают оригинальные модели Гауди, копии сгоревших моделей и действующую мастерскую, в которой постоянно ведется работа по восстановлению оригинальных моделей. Это своего рода гарантия того, что конструкция полностью ориентирована на первоначальный замысел Гауди. Также в музее можно посмотреть развлекательные видеоролики об истории и современном состоянии храма.

Время работы и стоимость билетов

Часы работы:

  • Ноябрь — февраль: 9:00 — 18:00
  • Март: с 9:00 до 19:00
  • Апрель — сентябрь: 9:00 — 18:00
  • Октябрь: с 9:00 до 19:00

25 и 26 декабря и 1 и 6 января: с 9:00 до 14:00.

Стоимость билета 15 евро, купить его можно на официальном сайте www.sagradafamilia.org.

Продажа билетов прекращается за полчаса до закрытия.

Где находится и как добраться

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Барселона, Испания.

Доехать можно на метро (линии 2 и 5, станция Sagrada Familia) или на автобусах № 19, 34, 43, 44, 51, B20 и B24.

Главный вход находится со стороны фасада Рождества.

Храм Святого Семейства в Барселоне на карте

Добавить комментарий