Храм Христа Спасителя

Сегодня невозможно представить центр столицы без знаменитого здания. Его видно отовсюду. В любое время суток золотые купола приветствуют жителей и гостей города. Трудно представить, как раньше все было иначе. Храм Христа Спасителя в Москве — восстановленная православная святыня. История собора сложна и трагична. Первый памятник русскому оружию и доблести людей такого рода не сразу приобрел привычный сегодня вид. И на нынешнем месте собор оказался не сразу.

История строительства

Собор Христа Спасителя

В XVIII веке славное русское оружие не раз увековечивалось. Ему посвящали колонны, арки, обелиски. Но после изгнания наполеоновских войск стало ясно: на этот раз памятник должен был быть особенным.

Идея создания

Победа над армией Бонапарта была неоспоримой. Она прославила русское оружие на века. Однако без заступничества Бога победить армию, привыкшую вести действия на чужой территории, было бы невозможно. Генерал Кикин первым высказал мысль о том, что необходимо оставить потомкам храм-памятник, где навсегда поминают павших. Он поручил генералу Шишкову ознакомить императора Александра 1 с идеей строительства собора.

Нельзя сказать, что раньше не было храмов, посвященных славным победам. Знакомство:

  • София Киевская, построенная Ярославом Мудрым на поле битвы с печенегами
  • Храм Всех Святых, ставший памятником Победы на Куликовом поле
  • Собор Покрова во Рву (Храм Василия Блаженного), воздвигнутый Иваном Грозным в ознаменование победы над Казанским ханством
  • Храм Казанской Божией Матери, возведенный после победы над польско-литовскими захватчиками

Новым было то, что Россия впервые вела Отечественную войну, в которой участвовали все классы, все люди, от мала до велика. И поэтому памятник должен был быть особенным. Александр I издал Манифест, где прописал идею и цель строительства храма. Он предполагал, что такой монумент будет стоять веками, и что именно сюда будут приходить потомки, чтобы почтить память своих героических предков.

Храм на Воробьёвых горах

Место для первого храма было выбрано символично: собор планировалось построить на Воробьевых горах, между Смоленским и Калужским шоссе. Именно здесь Кутузов вынудил Бонапарта свернуть на разоренный Смоленский перегон, минуя богатую Калугу.

В объявленном конкурсе участвовали все известные архитекторы 18 века:

  • Кваренги
  • Мельников
  • Воронижин
  • Стасов
  • Витберг

Комиссия выбрала из 20 вариантов, но одобрила работу Витберга. Первый камень был заложен в 1817 году. Но когда дело дошло до привязки проекта к земле, сразу возникли трудности. Оказалось, что грунт подвижен, а сам грунт пронизан подземными ручьями и речками. В 1826 году, после смерти Александра I, новый самодержец Николай I прекратил строительство.

Храм на Волхонке

На этот раз Николай I лично выбрал место для храма и указал прибрежную территорию Москвы-реки, недалеко от Кремля. Правда, на месте предполагаемого строительства располагались церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь. Церковь снесли, а монастырь перенесли в Сокольники. Конкурс был объявлен повторно.

Он участвовал:

  • Шестаков
  • Таманский
  • Тон
  • Кутепов
  • Татищев

Николай I одобрил проект Тона. В 1839 году был торжественно заложен первый камень. Строительство длилось 44 года. При этом некоторые работы велись параллельно: например, набережная создавалась одновременно с росписью интерьера.

Столь масштабное строительство контролировали императоры: Николай I, Александр II, Александр III. Благословили начинание иерархи церкви — митрополит Московский и Коломенский Филарет и епископ Дмитровский Леонид, а руководили всей работой Комиссия и московский генерал-губернатор Голицын.

Уничтоженное здание

Первоначально собор строился по центральному типу с главным куполом и 4-мя колокольнями по углам. Архитектурной «изюминкой» сооружения стало устройство внешнего и внутреннего пространства в виде крестов с равными концами. Это позволило оставить центр собора незанятым.

Параметры первоначального здания были:

  • площадь — 1,5 тысячи квадратных метров саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость – 7,2 тысячи прихожан.

Согласно разработкам К. Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако позже от этой идеи отказались, а открытые лоджии заменили массивными застекленными дверями. Поверхность стен была покрыта штукатуркой, на которой была проведена роспись и размещены различные декоративные элементы. Мрамор для отделки привозили из Коломенского уезда. Горельефы изображают сюжеты на исторические и библейские темы.

Собор Христа Спасителя

В 1931 году в рамках борьбы с религией, проводившейся в Советском государстве, был взорван Храм Христа Спасителя. По плану на его территории планировалось построить Дворец конгрессов. Однако начавшаяся в 1941 г война помешала реализации плана в 1950-х гг., колодец превратили в бассейн.

Воссоздание

После того, как 1000-летие Крещения Руси в Советском Союзе отмечалось с большим размахом, общественность призывает к возрождению разрушенных святынь, прежде всего Храма Христа Спасителя. В программе фонда возрождения столицы указано требование восстановить собор на старом месте.

Здание проектирует группа архитекторов под руководством М. Посохина и А. Денисова. Позже их сменяет З. Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ строительством руководил протоиерей Л. Калинин.

По его замыслу храм является вотивным, то есть созданным в память о знаменательном событии, как памятник павшим воинам во время Отечественной войны 1812 года. Данью памяти о героическом прошлом являются мраморные доски, которые содержат подробную информацию о боях на территории России:

  • Имя
  • Дата
  • Воинские части
  • Имена погибших и раненых
  • Количество жертв

Вдоль Нижнего коридора установлены памятные доски. Кроме того, отдельно представлены тексты основных имперских манифестов. Впервые торжественная служба, посвященная Рождеству Христову, была отслужена в новом здании собора в 2000 году. Ее возглавил Патриарх Алексий II. В августе того же года собор епископов освятил храм. Здесь состоялась канонизация расстрелянной царской семьи и были названы имена новомучеников и исповедников Российских.

Архитектура и интерьеры

Собор Христа Спасителя

Любой, кто видел это здание, скажет вам, что оно оригинальное. Это естественно: архитекторы не просто рисовали эскизы, а потом готовили чертежи. В своих проектах они воплощали идеи, которые видели в победе над Наполеоном. Победа, которую одержало не только русское оружие, но и весь народ.

Первоначальный храм

Создатель оригинального проекта Витберг был масоном. Но идеи масонских братьев не исказили созданного им образа. Витберг считал, что храм должен быть триединым и состоять из трех связанных и дополняющих друг друга частей:

  1. Подземный, в форме гроба. Эта часть посвящена Рождеству Христову. Здесь должны были проходить постоянные панихиды по погибшим героям.
  2. Земля. Эта часть посвящена Преображению Господню и имела крестообразную форму. Он символически отражает смешение света и тьмы в душе человека. В этой части должно было быть много статуй.
  3. Верхний, посвященный Рождеству Христову. Он должен был быть круглым.
Собор Христа Спасителя

Храм должен был быть обращен лицом к Москве-реке. Аналогичную схему предполагал и проект Тона. Но масштаб был совсем другим. В те времена самым высоким зданием была Колокольня Ивана Великого. Современники отмечали, что внутри строящегося собора могло поместиться все.

Тону удалось органично вписать храм в ансамбль кремлевских и московских церквей. Это стало возможным благодаря успеху строительной площадки. Здание находилось на расстоянии от Кремля, в то же время гармонично с ним сочетаясь.

Характерными чертами храма того периода являются:

  • килевидные мошки
  • выпуклые головы
  • крытая галерея, проходящая по всему периметру

Эти элементы взяты из церквей, построенных русскими зодчими в 15-16 веках. В проекте Тон отошел от классики, отдав предпочтение народным традициям. Архитектору удалось удачно соединить элементы древнерусского зодчества и византии. Тем самым автор показал преемственность форм и в то же время новые тенденции моды.

Современный храм

Собор Христа Спасителя

Современное здание возведено на мощном стилобате. Строительство этой части было необходимо для восстановления холма, на котором стоял первоначальный собор. Природная возвышенность была разрушена после взрыва в 1930-х годах.

Собственно собор представляет собой комплекс из нескольких зданий, которые связаны архитектурным решением:

  • Преображенская церковь
  • шатер-часовня иконы Божией Матери
  • сам храм

В стилобатной части находится церковь Преображения Господня. Есть административные здания, музей, трапезные, залы Совета и Соборы. На стилобате был возведен собор. Часовня представляет собой отдельное здание. Здание имеет 4 веранды. Чтобы подняться на них, вам предстоит преодолеть 15 ступеней. Крыльца покрыты темно-красным гранитом. На верхних площадках были установлены светильники для освещения.

Интерьер хорошо освещен дневным светом. Для этого предусмотрено 60 окон. Фасад украшают кокошники с арками. Их поддерживают 36 колонн. Архитектурное освещение здания заслуживает отдельного описания. Мощные фонари направляют на фасад лучи мягкого света, близкого к дневному. Купола освещаются светильниками, установленными на мачтах длиной 30 м каждая.

Скульптуры

Собор Христа Спасителя

Собор ориентирован по сторонам горизонта. Каждый фасад украшен особыми скульптурами:

Западный фасад легко узнать по фигуре Иисуса Христа, благословляющего город. Горельеф расположен в большой центральной арке. По бокам от центральной расположены 4 арки. На них скульптор поместил изображения Александра Невского, Николая Святителя, святой Елизаветы, Николая Новгородского.

Внизу над средней дверью изображены 4 ангела. Крылья его раскрыты, в руках полотнище, на котором написано: Господь с нами. Над маленькой дверью изображены фигуры 4 ангелов. Это посвящение павшим солдатам 1812 года.

Архангелы Иегудиил, Варахиил, Гавриил, Уриил расположены в оконных арках. Иегудиил держит венец, остальные цветы. По углам символическая композиция: свадьба Соломона с царством и Давид, дарящий Соломону рисунки. Это аллегорический образ обещания Александра 1, исполненного преемником.

Восточный фасад обращен к Кремлю. Здесь изображены заступницы России и молившиеся за нее. В центральной арке находится скульптура иконы Владимирской Божией Матери. По бокам, в арках, изображения св императрицы Александры, великомученицы Екатерины, Марии Магдалины, Анны Пророчицы.

В арке больших ворот установлены скульптуры святителя Стефана Пермского, преподобного Сергия Радонежского, митрополитов Московских Ионы и Филиппа. В оконных арках Иосиф Волоколамский, Никон из Радонежа, Михаил и Феодор из Чернигова. В углах композиции – Воскресение Христово и Рождество Христово.

Северный фасад выходит на Пречистенку. Есть скульптурные группы художников-иллюстраторов, святых, в дни которых происходили сражения во время похода русских войск за границу. В центре – образ Иверской Божией Матери. По краям скульптуры Лавра, Григория, Хрисанфа, Сергия. Ниже представлены 4 евангелиста и апостолы Петр и Павел. По углам установлены скульптуры Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на битву, и Диониса, благословляющего Минина и Пожарского.

Южный фасад обращен к Москве-реке. Здесь изображены святые, в дни которых происходили сражения 1812 г. В центре образ Смоленской Божией Матери. По бокам Иоанн Креститель, Апостол Фома, Роман Рязанский, Иона Новгородский.

Внизу явление архангела Михаила Иисусу Навину. Деборра, Барак, Мойзес и Мириам изображены на маленькой двери. По углам изображены композиции: возвращение Давида после победы над Голиафом и Авраам со своими союзниками, возвращающийся после победы над царями.

Колокола

Собор Христа Спасителя

Конечно, было бы лучше вернуть храму старые колокола. Но из всех находящихся на колокольне уцелела только одна. И находится он в Троице-Сергиевой Лавре. От остальных в краеведческой литературе остались лишь смутные изображения и грубые описания. Поэтому был объявлен конкурс на создание колоколов. Участвовали литейщики из России и зарубежья.

Условия были достаточно жесткими. Изготовленные колокола необходимо было в сжатые сроки представить комиссии. Вес должен быть от 8 кг до 3,5 т. Количество экземпляров: 10 и более. И что немаловажно: им приходилось работать со своим материалом и за свой счет. Свои варианты представили 13 компаний. Но в финал вышли только 2 компании: ЗИЛ и ЛИТЭКС.

К сожалению, комиссия не смогла сделать однозначного вывода. Поэтому конкурс был расширен, к работам были привлечены историки и акустики. Лишь во второй раз комиссия в расширенном составе смогла определить победителя. Это оказался ЗИЛ. Судебный колокол занимал привилегированное место в музее. Для выполнения заказа был протестирован прототип и устранена ошибка в звуке.

За 10 месяцев ЗИЛ произвел:

  • Большой колокол (его масса около 30 тонн)
  • Праздничный
  • Полиелен (весом чуть более 9 тонн)

Каждый день (весом 5 тонн)

Что время ответа на сложный запрос рекордное. Подрядчики из Италии заявили, что на изготовление колоколов уйдет не менее 3 лет.

Расписание богослужений

Службы проходят в городском соборе. Здесь:

  • литургия
  • полиолы
  • вечерня
  • утреня
  • всенощное бдение
  • поминальная служба
  • признание

Подробное расписание размещено на сайте собора.

Святыни

Паломники из разных уголков России, из ближнего и дальнего зарубежья съезжаются в храм, чтобы поклониться хранящимся в нем святыням:

  • частицы мантии Спасителя; и Богоматерь
  • голова Иоанна Златоуста

Частицы мощей представлены для доступа верующих:

  • Андрей Первозванный
  • Мария Египетская
  • князья Александр Невский и Михаил Тверской
  • святые Петр и Иона

Верующие имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирская Богородица
  • Смоленск-Устюженская Богородица
  • список изображений «Мадонна ди Сан-Лука» (оригинал в Болонье)

Кроме того, экспонируются:

  • икона Новомучеников и Исповедников, признанная в 2000 г
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин В.П. Верещагина, посвященных земной жизни Иисуса Христа

Престол Патриарха Московского святителя Тихона находится в главном алтаре. Одной из главных святынь храма являются мощи митрополита Московского святителя Филарета. Время от времени в собор привозят известные православному миру реликвии, которые в течение нескольких дней становятся доступными для поклонения.

Смотровая площадка

Смотровая площадка расположена на высоте 40 м. Это отличный способ увидеть Москву с неожиданной точки. Вход сюда платный и подниматься придется пешком. (Иногда туристам удается подняться на служебном лифте. Какая удача). Но приложенные усилия будут с лихвой вознаграждены невероятной панорамой.

На лестнице стоят торговые автоматы. Продают монеты с изображением собора. Покупка сувениров скрасит скучный подъем. Участок окружает здание по всему периметру. Территория закрыта от осадков и яркого солнца. Передвигаясь по площадке, можно увидеть столицу с разных сторон. Везде камеры наблюдения, решетки достаточно высокие, есть дополнительные ограждения. Поэтому рассматривать город совсем не страшно.

На смотровой площадке разрешено фотографировать и снимать видео. В некоторых местах установлены бинокли для удобства наблюдения. Вы должны заплатить, чтобы использовать их. Время пребывания на смотровой площадке ограничено получасом

Важно помнить: поскольку вход на площадку проходит через храм, вам придется соблюдать определенный дресс-код.

Экскурсии

Собор Христа Спасителя

Святилище представляет интерес для туристов. Посетить достопримечательность можно как компанией, так и в одиночку. Популярны следующие экскурсии:

  • обзорная экскурсия по храму с посещением смотровой площадки
  • все о храме (знание истории строительства, изучение православных сокровищ и святынь)
  • храм и панорама столицы (с посещением смотровой площадки)
  • рассказ о чудесах, происходивших вокруг православной святыни

Интересный тур. Он предполагает посещение всех православных храмов в центре Москвы.

Новогодняя елка

Новогоднее представление – одно из самых зрелищных в России. Спектакль поставлен как по известным сказкам, так и по специально написанным сценариям. На роли приглашены актеры лучших столичных театров. Сцена заранее подготовлена ​​для спектакля. Также есть 3D-эффекты.

Особенность праздничного действа в том, что сюжет связан с библейскими сюжетами. Дети ненавязчиво знакомятся с азами православия, праздником Рождества Христова. Для маленьких гостей праздник начинается уже на террасе. Их встречают прекрасные шуты, сказочные животные. Ребята водят хороводы, играют в игры, а потом идут в зал.

Важно, чтобы дети старше 6 лет могли самостоятельно посещать спектакли. Им помогают раздеться, проводят до места, указанного в билете. После спектакля кукольники передают детей родителям. Спектакли каждый раз новые. За все время проведения праздничных мероприятий повторов выступлений не было. В один из дней патриарх Кирилл вместе с малочисленной публикой смотрит спектакль.

Некоторые билеты раздаются бесплатно. Их принимают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: инвалиды, сироты, дети из малообеспеченных многодетных семей, дети погибших военных и сотрудников милиции. Остальная публика покупает билеты.

Время работы

Собор Христа Спасителя

Собор действующий. Его можно посетить каждый день с 10:00 до 19:00. Здесь проводятся богослужения, во время которых посещение внутренних помещений туристами невозможно. Расписание богослужений можно найти на официальном сайте.

Как добраться

Собор Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя расположен недалеко от центра столицы на берегу Москвы-реки, рядом с Патриаршим пешеходным мостом. Официальный адрес: улица Волхонка, дом 15.
Добраться до него можно несколькими способами:

  • на метро по Сокольнической линии (станция Кропоткинская)
  • пешком от Кремля по Старому Арбату

Храм Христа Спасителя на карте

Храм Христа Спасителя в МосквеМосква

Добавить комментарий