Дом Бальо в Барселоне

Говоря об архитектуре, нельзя не упомянуть имя Антонио Гауди. Кроме того, говоря о Гауди, начинают говорить о дизайне и концептуальной архитектуре в целом. Стиль модерн можно проиллюстрировать только творениями каталонца. Один из кандидатов на беатификацию (канонизацию католической церковью) еще не святой, но он чист, как ребенок, играющий с мокрым песком в океане. Энергия страстного человека, одержимого фантазией, застыла в его творениях.

История строительства и реконструкции

Барселонскому производителю текстиля Жозепу Балло-и-Казановасу был нужен новатор в архитектуре: его многоквартирный дом 1877 года не только не лежал в руинах, но и затмевался конкурентами: успешными предпринимателями Ллео Морера и Амалло. Они строили роскошные многоэтажки в неоготическом стиле рядом. Собственность г-на Бальо, хорошо известная в городе, выглядела смущающе непривлекательной.

В начале 20 века спрос на всевозможные «нео» стили стимулировали прекрасные павильоны Всемирной выставки в Париже (1878 г.) и других последующих. Строились с витражами, ажурными чугунными фермами, с обязательным дворцовым вылетом. Было заявлено, что источниками для переосмысления задач архитектуры являются всевозможные национальные и доисторические источники, то есть архаичные. После долгого владения эллинистической классикой резкий и неожиданный поворот.

В неоготическом стиле жители Бальо строили свои дома, причем с очень выразительными фасадами. Из-за гонки соседей одолевать друг друга площадь получила еще одно -неофициальное название-: “место раздора”. Бальо приглашает архитектора-новатора Гауди с предложением: построить новый на фундаменте устаревшего дома, но «так, чтобы этого больше ни у кого не было».

Дом Бальо в Барселоне

Антонио, попав в горнило конъюнктуры, вдруг понял, что у него есть возможность создать авторский объект, который попадет в учебники и прославит его еще при жизни. С вероятностью «один к сотне» медлить было нельзя. Встречное предложение Гауди было таково: не сносить здание, а модернизировать его. На создание шедевра ушло всего 2 года (впоследствии объект Всемирного наследия, внесенный в список в 2005 году). Дом сдан в эксплуатацию в 1906 году.

Образец смелости и таланта Гауди

Два фасада: внутренний и внешний. Глухая лестница превратилась в декоративное керамическое панно с цветными окошками, напоминающими глаза желтой змеи. Зооформы присутствуют везде, но не в телах существ, а в их внутренностях. Плоскости стен и потолка превращены в коридоры. Кривизна встречается повсеместно, за исключением полов и дверных косяков со стороны петель.

Дом Бальо в Барселоне

Casa Batllu очень уютный. Несмотря на вызывающие формы, в нем нет ничего чисто формального. Больше всего Гауди беспокоили мрачные кольцевые дороги. Придав вытянутым прямоугольным помещениям вид карстовых пещер, мастер с неимоверной смелостью осветил фонарями лестничные клетки (верхние) в виде капель размазанного жира. Гауди первым в мире использовал стеклопакет как узел кладки, освещения и декоративного элемента одновременно.

Увиденные на выставках «стеклянные кирпичи» (они были изобретены в 1850-х годах, но массовое производство было налажено только в 1934 году) переосмыслены с функциональной и эстетической стороны. Чертежи были переданы в работу мастеру-стеклодуву и стеклодуву Юсепо Пелегри. Пятнадцать тысяч элементов самых невероятных конфигураций были отлиты по чертежам керамиста Себастьяна-и-Рибо. Изразцы для печей отлиты П.Пужоль-и-Баусисом. Производители специально ездили на остров Майорка, в знаменитый центр майолики.

Дом Бальо в Барселоне

Все, даже мебель — сплошной эксклюзив главного автора дома (мебель выставлена ​​в музее Gaudí Park Güell). Новые коридоры хорошо проветриваются с выходами на балконы (сделанные в виде карнавальных масок). Главный фасад переливается разноцветными изразцами, словно отражая фейерверк. В контурах окон, их переплетах, в витражах, в выступах эркеров в скатах массивной мансардной крыши (с надстроенным не иметь ни одной посадки. Жители Барселоны называют Монсарду «трупом дракона».

Особенности архитектуры

После реконструкции Дом Бальо обзавелся парадной лестницей, антресольным этажом с вестибюлями и мансардным этажом с выходом на террасу из патио. Отсюда открывается великолепный вид на гору Монжуик, грубые камни которой украшают дом внутри и снаружи. Любую стену, если она не была несущей, сносили по приказу Гауди. Так называемые мансардные окна. Но чтобы жаркое испанское солнце не беспокоило, окна заполнили витражами, причем с самым скромным первобытным рисунком. Рифленые, утолщенные и граненые стекла создают богатую насыщенную текстуру. Сюжеты, визуальные мотивы сознательно избегались, такова концепция.

Дом Бальо в Барселоне

С другой стороны, утилитарное стало неожиданно декоративным. Камины выглядят как эльфийские домики, воздуховоды встроены в стены, как коралловые полипы, фартук кухонного камина обрамлен как королевский трон, а крыша украшена радужными лентами радужного цвета. На парадной лестнице вместо ограждающих балясин деревянные полусферы в виде лепестков лотоса. Я даже хочу сесть на дровосека из нержавейки – настолько он сделан качественно.

Интерьер

Фантастические тотемные колонны украшают не только экстерьер, но и коридоры «дома раздора». Состав штукатурки из песчаника наносится на стены особым образом: яркие линии сетчатого узора вдавливаются в грубый, не сухой раствор. Похоже на кожу. Охра песчаника контрастирует с голубизной витражей и глазурей, но мягко, как в пейзаже.

Лифт все еще работает.

Дом Бальо в Барселоне

Он сделан на манер китайского ящика: деревянный, с крышкой-“фонариком”. Стеклянные парапеты на лестнице между 6 и 7 этажами — футуристический прыжок автора в современность. Вихревые коридоры с люстрой «Солнце» вообще похожи на декорации современного 3D мультфильма.

В комнатах изначально не намекалось на наличие ламбрекенов и плинтусов вокруг окон. Витражные фронтоны из гнутого стекла «украли» прибыль производителей штор. Решение невероятное: роль ткани выполняют жесткие материалы. Футуристический дизайн времен Гауди даже не появлялся в кино, а творение под названием «дом из костей» (так называются дома Бали) сплошь пропитано постройками из биомиров, зоопарков, полных идей НЛО, которые невероятно даже на сегодняшний день.

Дом Бальо в Барселоне

Насколько опередил свое время великий каталонец? Можно смело сказать, что современные архитекторы до сих пор вдохновляются его изобретательностью. Живописный Дом Бальо сам по себе мог бы стать классикой мировой архитектуры. Но Гауди построил еще 5 подобных домов. Я воспользовался «счастливым билетом» и работал с невероятным усердием. Он даже представил метафору своего упрямства в основании: «Кости сюда положу, а доделаю», поэтому череп в основании.

Модернистский эксперимент еще не закончен. После Бальо у архитектора хватило сил на многое. Ему доверили строительство церкви Святого Семейства (Sagrada Familia), самой необычной и величественной из церквей. Гауди начал его, когда ему было еще за тридцать, в 1882 г. Он перенес эксперименты с жилищного строительства на строительную площадку своего главного творения: церкви высотой 170 м. Архитектор умер в 1926 г в возрасте 74 лет дорога на стройплощадку.

Время работы и стоимость билетов

Музей частный. Стоимость билета 24,5 евро. Открыт с 9:00 до 21:00. Дети до 7 лет – бесплатно. Они давно привыкли к нескончаемому потоку сюда русских, как и к их произношению. Прислушались и стали называть свой аттракцион упрощенно: «бал-о».

Где находится и как добраться

Дом Бальо в Барселоне

Passeig de Gracia, Eixample Passeig de Gracia (также называемая станцией метро), 43 в районе Эшампле (cat. Eixample), Барселона. К станции метро Passeig de Gracia ведет зеленая ветка №3, а №4 – оранжевая. Метро и памятник архитектуры разделяет три зала. Автобусы 7, 22, 24 довезут вас до остановки Pg de Gracia-Consell de Cent, сойти можно на остановке Pg de Gra.

Дом Бальо в Барселоне на карте

Добавить комментарий