Аппиева дорога в Риме

Первобытные народы планеты общались при помощи свистков, звуков барабанов, дыма, огня, воды. Гораздо позже дороги стали необходимым средством сообщения для древнего мира. Почтовые сообщения, повозки с людьми бегали по ним, развивалась торговля. Рядом росли города, зарождалась жизнь, формируя особую роль дорог в хозяйственном и культурном развитии каждой страны.

История развития великой Римской империи связана с появлением уникальных дорожных артерий. Многие работают и сейчас, они не погибли под руинами времени. Его посещение пользуется популярностью среди путешественников. Иногда кажется, что здесь слышен шум лошадей, звуки древних колесниц, соревнующихся с великими завоевателями мира. Один из маршрутов — Аппиева дорога длиной 600 км, идущая из Рима в Бриндизи.

История строительства

Аппиева дорога в Риме

Необходимость надежного, прямого, копьевидного пути римских воинов была вызвана военными целями империи. Римляне первыми среди средиземноморских государств решили проблему введения методов сухопутной торговли. Купцы быстро оценили удобство доставки товаров не всегда морем, реками, но и быстро по суше. Возникла связь между Римом и странами Африки, Азии, европейскими городами. Дорога была построена на основании приказа при активном руководстве цензора Аппия в 312 г н.э.

В это время существовала древняя латинская дорога, связывавшая Рим с Калой. Началом нового пути стало его прибавление. Отличительной чертой «царской дороги» стало то, что она стала первой мощеной дорогой в Риме, выполненной с высочайшим качеством на всем ее протяжении. Путь носит имя создателя.

Во времена правления Римской республики на территории Апеннинского полуострова появилась сеть таких дорог. Общая протяженность римских дорог составляет около 300 тыс км. Строительство любой дороги начиналось с тщательно созданной инфраструктуры населенных пунктов, через которые планировалось провести дорогу. Это канализация, водоснабжение, выделение мест для транспорта, прохожие.

В дальнейшем появились тротуары. За городом при строительстве дорог использовались утвержденные нормативы, например, ширина прямого участка дороги не менее 2,45 м, на поворотах 4,9 м. В этих точках плавно проехали два автомобиля. В обязанности владельцев ближайшего участка входило ограждение дороги, если не было каменной кладки. В его отсутствие путешественники могли идти, идти, куда им вздумается.

Время строительства дороги состоит из трех основных этапов:

  1. 4 век до н.э. Участок длиной 195 км соединил Рим и Капую для важных целей в 30-летней войне с самнитами. По асфальтированной дороге скорость передвижения войск, караванов с товарами стала намного выше.
  2. 3 век до н.э. Участок дороги, ведущий к Беневенту, значительно укрепил позиции Рима во всех отношениях.
  3. Вторая половина II века до н.э. Достигнув Брундизия, дорога соединила Рим с маршрутом Эгнатия. Была важная возможность торговать, доставлять рабов.
Аппиева дорога в Риме

В византийские времена многие участки были отремонтированы. Она исполнила исходную роль. События Средневековья ослабили коммерческие функции единой структуры. Гораздо чаще его использовали паломники и путешественники. Григорий III внес серьезные изменения в первоначальный вариант схемы дороги. По заказу на дорогу уложили новое покрытие. В последующие века царская дорога подверглась варварскому разрушению памятников дороги.

Многие древние артефакты перешли в частные руки и были вывезены в другие государства. Тем более, во времена зарождения «моды» на раскопки останков святых, мучеников, которые были востребованы музеями разных стран. Кстати, папа Пий VI дал разрешение на раскопки еще в 19 веке. Путь был восстановлен в конце 18 века.

Описание

Аппиева дорога в Риме

Удивление от качества дорожного строительства не уменьшается и сейчас. В нем нет проблем современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты радуют своим порядком, прочностью и вечностью. Древние секреты технологии состояли из следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических замеров, расчетов, тщательная разметка, расчистка территории от кустарников, деревьев, мешающих холмов, понижений. Дороги римлян отличает прямое направление по максимально возможному пути. Они редко проходят через болота, труднопроходимые места. Путь через все естественные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились до наших дней.
  • Создание специальных зазоров в виде длинной траншеи. На дно укладывали каменные плиты из вулканического материала. Их засыпали слоем щебня, валунов и специального известкового раствора. Борта траншеи были укреплены вертикальными каменными плитами.
  • Размещение моста. После утрамбовки подстилки на дорожку с особой тщательностью уложили новые каменные плиты. Существует легенда, согласно которой Аппий проверял качество подгонки пластин своим кинжалом. Если она проходила между плитами, булыжниками, участок пути переделывали.
  • Из-за толщины дорожки она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода стекала с него легко, не образуя луж на поверхности.
Аппиева дорога в Риме

Вдоль всей Аппиевой дороги были построены удобные указатели, которыми пользовались путешественники. К ним относятся следующие элементы дорожной инфраструктуры:

  1. Своеобразный знак в виде римской мили (1478 м). На определенном расстоянии были установлены столбы с табличками с указанием времени правления императоров, других важных дат страны, пути к ближайшему населенному пункту. Сохранился указатель первой мили с датой завершения строительства дороги. Кстати, отметки были выполнены в виде цилиндрических колонн высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре и весом более 2 тонн. Они были установлены на мощных кубических основаниях, закрепленных на земле.
  2. Через каждые 15 км располагались пункты смены лошадей, ночлега и отдыха. В свою очередь три простых станции означали одну с возможностью ночевки. Чтобы их отличить, их окрашивали в красный оттенок. Были удобные конюшни, кузница, постоялый двор, корчма. Часто возле станций вырастал новый город. Законы о гостеприимстве населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Попутно были построены специальные зернохранилища — склады для хранения продуктов, поставляемых в Рим.
  3. Организация почты, обмена сообщениями, служба безопасности. Налаженная система обмена сообщениями позволяла отправлять требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли преодолевать расстояние в 75 км в день. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км суточного хода. Верховая езда использовалась для быстрой доставки. При этом посланник должен был носить характерный головной убор. Когда я ехал в специальной машине, почта лежала в ящике. Служба курьером в то время характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное преступление, римляне построили вдоль дороги военные оборонительные сооружения. Их часто превращали в крепости, а солдаты, служившие в них, занимались ремонтом и содержанием дорог.
  4. Создание культовых сооружений, святых памятников вдоль дороги связано с законом, по которому запрещалось хоронить умерших по периметру городской черты. По пути встречались колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Главной его целью было прославление великих личностей империи, победы войск, формирование духовной пищи для путешественников. У них была возможность молиться богу торговли Меркурию, Диане, охраняющей дорогу, и другим богам. Сейчас многие из них относятся к старинным достопримечательностям Италии, которые являются домом для большого количества туристов из разных стран. В одной (Троянской колонне) можно увидеть строительство знаменитой Аппиевой дороги.

Достопримечательности

Для внимательного изучения достопримечательностей Италии, расположенных по сторонам Аппиевой дороги, необходимо немало времени. Предварительное знакомство, составление плана их посещения можно осуществить совместно с организованными экскурсиями по конкретным километрам тропы.

Аппиева дорога в Риме

Достопримечательности этой мили:

  1. Гробницы Сципиона, Геты, Присциллы.
  2. Капенские ворота, Аппиева гавань или Свято-Себастьяновы ворота.
  3. Колонна первой мили.
  4. Колумбарий Помпоний Гила, вольноотпущенник Ливии.
  5. Церковь Домине Куо Вадис.

Достопримечательности II мили:

  1. Языческое захоронение гипогея Вибии в виде катакомб с древними росписями.
  2. Гробницы Ромула, вольноотпущенника из рода Волузианцев.
  3. Катакомбы Сан-Каликсто, Виньи Ранданини, Сан-Себастьян.
  4. Цирк Максенция.
  5. Колонна Пия IX.

Достопримечательности других километров трассы:

  1. Башня Капо ди Бове.
  2. Героическое облегчение.
  3. Христианские и еврейские катакомбы, кладбища богатых семей, руины средневековых крепостей, архитектурные сооружения эпохи Возрождения и барокко, интересные музеи. Колумбарии, уникальные подземные сооружения гипогея, катакомбы, монументальные гробницы, современные загородные виллы римских аристократов.

Где находится и как добраться

Сейчас Виа Аппиа — это государственная магистраль Strada Statale 7 Via Appia, часть ее покрыта асфальтом. Участки со старинным мощением, на которых сохранились следы старинных повозок, включены в региональный парк Италии. Движение любого транспорта запрещено в выходные, праздничные дни. По ней проходят интересные экскурсионные маршруты. Они начинаются в центре Рима по адресу Via Appia Antica 42 – 00179 Rome. Начало работы, стоимость билетов на все места посещения разная. Полную информацию можно получить на сайте, в любом отеле. Автобус номер 118 ходит по старой дороге.

Аппиева дорога на карте

Добавить комментарий